Модная «оттепель»: что носили в Советском союзе 1950-х годов


С приходом к власти в СССР Никиты Хрущева начался период, который называют «оттепелью» - страна как будто перестала круглосуточно находиться в тисках и вздохнула свободнее. Эта тенденция коснулась многих сфер жизни советских граждан. Одной из них была мода. Едва ли не впервые с момента зарождения на политической карте мира СССР в нее проникли и западные, и восточные тенденции, а люди стали позволять себе в одежде больше свободы.
 
Советская мода пятидесятых. /Фото: my-cccp.ru

Советская мода пятидесятых. /Фото: my-cccp.ru

Пятидесятые можно смело называть эпохой советской международной активности.
В этот период взаимодействие государства с другими было как никогда плодотворным. Одним из главных внешнеполитических событий того времени стало соглашение с Китаем. И в Советский Союз стали активно проникать восточные веяния как в жизни, так и в одежде. 
 
Модные образы 1955 года. /Фото: pinterest.com

Модные образы 1955 года. /Фото: pinterest.com

В изобилии появившиеся китайские товары на рынке привели к значительному расширению цветовой гаммы одежды, а также ассортимента тканей. Советские модники и модницы с удовольствием носили халаты в восточном стиле, больше всего их любили «выгуливать» во время отдыха на курорте.
Особенной популярностью пользовались китайские аксессуары – небольшие сумочки с вышивкой, веера и легкие зонтики из бамбука.
 
Китайский зонтик, 1949 год. /Фото: 22-91.ru

Китайский зонтик, 1949 год. /Фото: 22-91.ru

Не обошли вниманием советский модный рынок и тенденции Запада. Так, с начала пятидесятых огромной популярностью стал пользоваться европейский New Look – девушки и женщины носили пышные юбки, подчеркивая узкую талию, чтобы создать легендарный силуэт «песочные часы». 
 
Образ Людмилы Гурченко в легендарном фильме - эталон образа New Look. /Фото: 5-tv.ru

Образ Людмилы Гурченко в легендарном фильме - эталон образа New Look. /Фото: 5-tv.ru

Отдельного внимания заслуживает влияние на советскую моду французского стиля. Париж, как одна из мировых fashion-столиц, привнесла много нового. Наибольшим спросом стали пользоваться женские аксессуары на французский манер. Так, советский рынок одежды буквально захватила мода на небольшие шляпки, закрывавшие только макушку – «минингитки». Другим популярным аксессуаром стали перчатки – модницы носили их круглый год: зимой – теплые, а летом – легкие кружевные. А вот сумочки были чем-то похожи на популярные до Революции ридикюли. 
 
Образ советской модницы на странице журнала, 1959 год. /Фото: vatnikstan.ru

Образ советской модницы на странице журнала, 1959 год. /Фото: vatnikstan.ru

Соприкосновение с Западом сильнее всего отразилось на молодежи – именно на 1950-е пришелся расцвет субкультуры стиляг. Так называли советских юношей и девушек, которые старались подражать западному образу жизни. У парней-стиляг основой их гардероба были брюки-дудочки, широкие двубортные пиджаки, «гавайские» рубахи, узкие галстуки-верёвки и туфли с очень длинными и узкими носами. 
 
Субкультура стиляг бросала вызов консервативному советскому обществу. /Фото: ekabu.ru

Субкультура стиляг бросала вызов консервативному советскому обществу. /Фото: ekabu.ru

На женскую «стиляжную» моду существенно повлиял стиль и образы, создаваемые модным домом Диор. Девушки носили платья с пышными юбками из ярких тканей, причёски «бабетты» (которые стали популярны после премьеры французского фильма «Бабетта идёт на войну» с Брижит Бардо в главной роли), а до нее было модно уложить наверх или набок завитые волосы. Любимыми аксессуарами девушек субкультуры стиляг стали маленькие сумочки и броская бижутерия. Макияж также делали ярче, в моде были густо подведенные «стрелками» глаза, помадой выделялись губы. 
 
Девушки-стиляги. /Фото: m0da.pp.ua

Девушки-стиляги. /Фото: m0da.pp.ua
Источник ➝

Уроки Александра Васильева: Почему историк моды не остался жить во Франции, и чему его научила великая балерина Плисецкая

Многим ведущий «Модного приговора» кажется эксцентричным, однако каждый, кому довелось лично познакомиться с Александром Васильевым, отмечает невероятное обаяние, тонкий юмор, острый ум и потрясающее жизнелюбие человека, которого часто называют Хранителем моды. Он знает шесть языков, нуждается в том, чтобы о ком-то заботиться и строит свою жизнь в соответствии с собственными принципами, стараясь извлечь уроки из каждой встречи, дарованной ему судьбой.

Рождённый аристократом

Александр Васильев в детстве. / Фото: www.gulevich.net

Александр Васильев в детстве.

/ Фото: gulevich.net

Александр Васильев считает себя аристократом. Но даже не потому, что у его родителей действительно дворянские корни. Мама, актриса Татьяна Гулевич, является продолжательницей польского дворянского рода, у которого есть собственный рыцарский герб. Отец, театральный художник Александр Васильев – потомок Василия Чичагова, прославленного адмирала, служившего во времена Екатерины II.

Историк моды гордится своим происхождением, но считает куда боле важным в жизни быть человеком воспитанным, следить за речью, манерами и отношением к окружающим. И главным признаком называет обращение с прислугой, как с королевой. По мнению Александра Васильева, не у каждого есть дворянские корни, но каждый может сам воспитать в себе культурного человека.

Александр Васильев в детстве. / Фото: www.peoples.ru

Александр Васильев в детстве. / Фото: peoples.ru

Ему было всего пять лет, когда он дал свой первый в жизни автограф. Славу ему принесли передачи «Театр «Колокольчик», «Будильник» и «Спокойной ночи, малыши», которые он вёл. Дети из разных городов писали ему письма, а мама заставляла его отвечать на все. Она подписывала конверты, а маленький Саша отвечал своим сверстникам, выводя на бумаге неровные буковки. В школе популярность стала причиной неприязненного отношения к нему со стороны одноклассников, но Александр не унывал, он из любой ситуации выносил уроки и чувствовал себя на удивление уверенно.

Александр Васильев. / Фото: www.kino-teatr.ru

Александр Васильев. / Фото: www. kino-teatr.ru

Он с детства увлекался созданием декораций и костюмов, и первые постановки он оформил уже в школьном возрасте. В 12 лет он показал собственный спектакль, при подготовке которого выступил сразу в качестве режиссёра и художника. А вот успехами в учёбе он похвастаться не мог, будущего историка моды исключили из английской школы за плохую успеваемость. Аттестат о среднем образовании Александр Васильев получал уже в школе рабочей молодёжи.

Ещё в школьные годы он стал собирать свою коллекцию, первой в которую попала икона Николая Чудотворца, подобранная в Нащокинском переулке возле урны. Она до сих пор хранится в его коллекции.

Александр Васильев. / Фото: www.cameralabs.org

Александр Васильев. / Фото: www. cameralabs.org

Отец учил Александра рачительно относиться к деньгам, на дни рождения дарил ему довольно крупные суммы, но при этом требовал подробного отчёта о потраченном. Подаренное Александр Васильев тратил на приобретение старинных вещей для коллекции.

После окончания школы он стал студентом постановочного факультета Школы-студии МХАТ, позже работал художником по костюмам в Театре на Малой Бронной.

Уроки Франции

Александр Васильев. / Фото: www.divo.best

Александр Васильев. / Фото: www. divo.best

В начале 1980-х Александр Васильев влюбился. Маша Лаврова долгое время жила вместе с родителями в Париже, где они работали, и отчаянно хотела туда вернуться. Их роман продлился три с половиной года, а после Маша заключила фиктивный брак с французом и выехала во Францию. Спустя два месяца Александр Васильев отправился вслед за возлюбленной, используя всё тот же способ выезда за границу: фиктивный брак с Анн Бодимон.

Александр Васильев и Анн Бодимон. / Фото: www.strana-sovetov.com

Александр Васильев и Анн Бодимон. / Фото: www. strana-sovetov.com

А во Франции вдруг оказалось, что он из известного художника, о котором писали газеты, вдруг превратился в эмигранта. Никто его не знал, никому он не был нужен. И даже возлюбленная очень быстро потеряла к нему интерес, а после и вовсе нашла человека, который помогал ей делать карьеру. Но Александр никогда не таил обиду: они с Машей и сегодня дружат. Бывшая возлюбленная приезжает к нему в гости вместе со своим ребёнком.

Мария Пойндер (в девичестве Лаврова). / Фото: www.teleprogramma.pro

Мария Пойндер (в девичестве Лаврова). / Фото: www. teleprogramma.pro

Но Александр Васильев не отчаивался и брался буквально за любую работу. Лишь случайное знакомство с женщиной-режиссёром позволило ему вернуться в творческую колею. Он сыграл главную роль в короткометражке, затем несколько эпизодических ролей в фильмах и сериалах, даже выходил на театральную сцену в образе русского князя.

Позже он вернулся к любимому делу, стал оформлять спектакли в театрах, работал декоратором на известных фестивалях, а уже с 1994 года стал читать лекции в университетах и проводить авторские мастер-классы. Александр Васильев снова был успешен и из опыта своей первой любви вынес один урок: он больше никогда не будет несчастным.

Александр Васильев. / Фото: www.z-aya.ru

Александр Васильев. / Фото: www. z-aya.ru


Во Франции Александр Васильев вдруг понял, насколько французы прагматичны. Они не привязываются ни к кому и ни к чему, строят отношения на основе компаньонства, а не дружбы, и всегда рассчитывают только на себя. Впрочем, историк моды не относит это к плохим качествам, просто удивляется столь отличающемуся мировосприятию у представителей разных национальностей. И ему самому ближе всё-таки была русская широта души.

Сумев построить свою карьеру в Париже, получив французское гражданство и добившись признания, Александр Васильев в конце 1990-х вернулся в Россию.

Жизненные уроки

Александр Васильев. / Фото: www.israelculture.info

Александр Васильев. / Фото: www. israelculture.info

Он удивлялся произошедшим переменам, однако, по собственной привычке, снова просто взялся за работу. Историк моды окончил аспирантуру МГУ, получил степень кандидата искусствоведения, стал организатором Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», затем ведущим шоу «Модный приговор».

В его коллекции моды насчитывается более 65 тысяч экспонатов, среди которых потрясающие костюмы известных личностей и множество предметов искусства, связанных с историей моды. Но при этом он мечтает о создании настоящего музея моды, в который мог бы прийти любой желающий. Правда, считает этот проект пока что преждевременным.

Александр Васильев. / Фото: www.mtdata.ru

Александр Васильев. / Фото: www. mtdata.ru

Он старается сдержать данное себе когда-то слово и быть счастливым. Александр Васильев полностью доверяет только своему дневнику и допускает, что любой человек, в силу своей слабости, может предать.

Александр Васильев считает знание языков обязательным для современного человека и сам знает их семь: польский, английский, французский, итальянский, испанский, сербский и турецкий. Он считает себя трудолюбивым и удачливым, умеет мыслить позитивно и завёл в свое время собаку не из-за одиночества, а из желания о ком-то заботиться.

Он не жалеет ни о чём в своей жизни, наслаждается своим собственным счастьем, как он его понимает, и не считает постыдным уметь извлекать выгоду из собственной популярности. Этому качеству его научила великая Майя Плисецкая.

Александр Васильев и Майя Плисецкая. / Фото: www.iknigi.net

Александр Васильев и Майя Плисецкая. / Фото: www. iknigi.net

В парижском магазине Александр Васильев помогал балерине выбирать обувь, так как она сама не знала французского языка. Продавцы её не узнали и тогда она попросила Александра сообщить, кто она такая. И тут же получила десятипроцентную скидку. После за подаренную фотографию ей дали ещё пять процентов, за автограф ещё пять. А за подпись с упоминанием магазина – ещё 10 %. Это был гениальный урок. Александр Александрович считает умение монетизировать собственное имя талантом и ценит в людях это качество.

Александр Васильев. / Фото: www.intermoda.ru

Александр Васильев. / Фото: wwwintermoda.ru

Он занимается любимым делом, поэтому не знает усталости и чувствует себя совершенно счастливым. Александру Васильеву никогда не надоедает его работа, он мечтает видеть всех людей красиво одетыми, образованными и культурными. Ради этого и живёт, старательно собирая драгоценные экспонаты в свою коллекцию, рассказывая людям в своих книгах о моде и о личностях, делающих моду и историю.

Современные модели в стиле Бохо: для молодежи и зрелых женщин

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх