Советская мода 60-х и супермодель Регина Збарская

Далёкие 60-е годы ХХ века очень значимы в истории советской моды. Впрочем, точнее было бы сказать: в мировой моде! Просто, в нашей стране, в силу исторических причин (1960-й всего лишь 15-й год после страшной войны) поворот к новым силуэтам и материалам был поистине революционным. Собственно, мода только начиналась после военного лихолетья и трудных 50-х, когда наши мамы и бабушки донашивали, перешивали и комбинировали скромные платьица.

Вихрем пронёсся по столице Фестиваль молодёжи и студентов и стал для молодых «праздником, который всегда с тобой». Оказалось, что в мире молодые носят джинсы, что платья стали короче, что с такими платьицами красиво надевать легкие туфельки на шпильке!

мода

А в июне 1959-го года Ив Сен Лоран привез в Москву новую коллекцию модного дома Cristian Dior и показал её в ГУМе!

модный показ

модная одежда

Конечно, после такого должен был прозвучать «наш ответ Лорану»!..

Но прошли годы, прежде чем прозвучало (в том числе и в Париже ) русское имя: Вячеслав Зайцев. В 1967 году он получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве. Так полагают многие источники в интернете.

стиль

Интрига: это таинственное платье, как ни странно, принадлежит... двум авторам ? Есть и такой вариант:

модельер

Но имя модели, демонстрирующей платье на этих фото, не вызывает сомнений: Регина Збарская!

художник

Фото 1963-го года, примерка, на фото Вячеслав Зайцев и Регина Збарская (1935-1987).

модель

Невероятно красивая манекенщица (жаль, что фото справа не отличается качеством) была словно создана для моделей Вячеслава Зайцева. Их успешное сотрудничество продолжалось годы. В самые трудные для Регины Збарской дни, Зайцев был готов помочь и помогал, как никто другой.

моделирование одежды

Но привела в модельный бизнес Регину Збарскую художница и модельер, Вера Аралова, пригласив на свои показы. В. Араловой мы все должны сказать большое спасибо! Привычная молния в наших сапожках была придумана, открыта ею! Правда, в стране родной идею, мягко говоря, не подхватили, зато в Европе взяли на вооружение и представили, как свою. Это к слову.

60-е

17-летняя красавица-провинциалка, Регина Колесникова, поступила во ВГИК в 1953-м г. не на актёрский, на экономический факультет. Впрочем, уже в 1958-м г. она снялась в фильме «Матрос с Кометы», небольшая роль итальянской певицы, красивый эпизод.

стильная одежда

история моды

Далее — успешная карьера манекенщицы и, казалось, очень удачное замужество. Муж, Лев Збарский — художник, сын Бориса Ильича Збарского, профессора (биохимика, принимавшего участие в бальзамировании В.И. Ленина).
Збарский был талантливым художником (известен, как книжный иллюстратор и художник кукольного мультфильма «Баня» по пьесе В.Маяковского. Эмигрировал в США, умер в 2016-м г.). Ниже — маленькое фото.

история костюма

Стилистически подиумный образ Регины Збарской создавал Вячеслав Зайцев. Это его идея — геометрическая стрижка под пажа с густой челкой, закрывающей брови. В те годы главным в макияже были глаза, с ярко, контрастно подведёнными веками (как у египетской царицы Нефертити), со стрелками. Особенно красивыми считались слегка раскосые глаза, как у Татьяны Самойловой, как у Анастасии Вертинской, как у Регины Збарской!

советский союз

С кем только не сравнивали Регину Збарскую, каких только восторженных определений не находили! Итальянская красавица, советская Софи Лорен, самое красивое оружие Кремля, — это всё о ней!

женщина

Показы мод в СССР были большой редкостью, зачастую закрытые, для номенклатуры, не отличавшейся изысканным вкусом, для избранных, для узкого круга и выглядели весьма убого. Не случайно сценки советских модных показов стали эпизодами популярных кинокомедий «Девушка без адреса», «Бриллиантовая рука».

история из жизни

Имён создателей советской моды никто не знал, о них не писали в прессе, да и не было, кроме «Работницы» и «Крестьянки», изданий о моде.« Журнал мод»,«Модели сезона» и (о чудо!) почти европейский «Силуэт» появились в начале 60-х. (Боюсь, я не точна, надо ещё порыться в первоисточниках, установить дату). И это не было похоже на гламурные журналы с глянцевыми картинками, — дешевая бумага и некачественная полиграфия соответствовали, примерно, верхнему фото.

Но вскоре в СССР узнали о «русском Кардене» — Вячеславе Зайцеве. Он проявил себя в 1965 году, в Общесоюзном Доме моделей в Москве, которому посвятил 13 лет жизни. И первой, прославившей Мастера, была коллекция спецодежды, не принятая в СССР, но высоко оцененная во Франции. Об этой коллекции много писали и пишут, не буду повторяться.

история создания

Вот так выглядели картинки советских модных журналов.

красота

платья

Случались и показы советской моды в других странах, зачастую, в контексте международный выставок различной, часто далёкой от моды тематики. Однако, это дало возможность показать достижения советских кутюрье на международных выставках и конкурсах в Будапеште, Лейпциге, Берлине, Варшаве, Гаване и др. городах. А Общесоюзный Дом моделей уже показывал работы отечественных модельеров в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро, Мехико, Токио, Каире, Монреале и так далее.

одежда

Конечно, выставки и показы за рубежом проходили не всегда триумфально, но с уверенностью можно сказать, что советские манекенщицы были на высоте. Скромные труженицы моды получали очень скромную зарплату, таблоиды не пестрели подробностями их романов, дрязг, склок и нарядов, да и таблоиды у нас не водились... И всё же, Регина Збарская украшала собою страницы и обложки модных журналов СССР.

А в Европе, которая была хрустальной мечтой, недоступной и заветной даже для автора моделей, Вячеслава Зайцева, советские девушки-модели имели безусловный успех.

Этим красавицам (Миле Романовской, Регине Збарской, Гале Миловской, Татьяне Чапыгиной и другим) посчастливилось не только побывать в разных странах, но и встречаться с интереснейшими людьми, кумирами миллионов, признанными мастерами, выдающимися кинорежиссерами, художниками, артистами.

Конечно, Регина Збарская, о которой В.Зайцев говорил, что она «была не просто потрясающей красавицей, но и умницей», владеющая двумя иностранными языками пользовалась и заслуженным успехом и вниманием. Она была лично знакома и общалась с И.С.Лораном, Ф.Феллини, И.Монтаном, П.Карденом и, даже, с Фиделем Кастро!

Эта замечательная, яркая, успешная жизнь красавицы-супермодели не была безоблачной.

Продолжение цитаты Вячеслава Зайцева: «У неё трагическая судьба, но я всегда её обожал!» Не все, далеко не все встреченные Збарской мужчины, готовы были её обожать, беречь и любить... Чаще её использовали для собственной карьеры, никчёмной славы и просто по пустоте душевной и малодушию (конечно, здесь речь не о всемогущем КГБ, о котором и без меня много сказано-написано).

Яркая жизнь, яркая внешность не спасали от предательств, депрессии, боли... «Не родись красивой» — принято у нас говорить.

Говорят, она не сохранила свою красоту от напастей и превратностей судьбы. Но вот возрастные её фото с грустными глазами.

И этот фотопортрет, мне кажется, опровергают такую версию. Ну и «самого главного глазами не увидишь...»

Да, не показала я ещё одно интересное платье, кажется, Веры Араловой. Вот оно.

О судьбе Регины Збарской снят фильм, выходили телесюжеты, о ней помнят и всё ещё говорят. А сама Регина? Где она?
«В комнате с белым потолком, с правом на надежду?... В комнате с видом на огни, с верою в любовь...»

Источник ➝