Детство
Софико Чиаурели родилась 21 мая 1937 года в Тбилиси, в семье режиссера Михаила Чиаурели и актрисы Верико Анджапаридзе.
Ее отец, помимо режиссерского, сочетал в себе множество других талантов: знал несколько иностранных языков, играл едва ли не на всех музыкальных инструментах, был скульптором, художником, актером. А мама при жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино. В историю культуры XX века она вошла просто как Верико, хотя ее называют еще и «Матерью Грузии».
Английская Академия искусств назвала ее одной из десяти лучших актрис двадцатого столетия. Когда Михаил встретил свою будущую супругу, он пообещал: «На месте, где ты подаришь мне первый поцелуй, я построю дом». И сдержал свое слово. В этом доме, на Пикрис горе (горе Раздумий) прошло детство Софико и двух ее братьев.
«Представляете, пировать! А на столе стояли только черный хлеб и вода. Я тогда была совсем маленькой. Но помню, как мы, дети, забирались на деревья и наблюдали за взрослыми. Влюбленный в маму великий Василий Качалов читал стихи», — вспоминала Софико о своем детстве.
Карьера
О карьере актрисы девушка не мечтала: не хотелось всю жизнь оставаться в тени славы своей матери. Она решила стать танцовщицей или врачом. Но обстоятельства сложились иначе.
Отец преподавал во ВГИКе, а будущий муж Софико, Георгий Шенгелая, тоже решил поступить в институт кинематографии на режиссерское отделение. Софико поехала с ним и решила пробоваться на актерское отделение. Ее самобытный талант дал о себе знать почти сразу.
Еще в студенческие годы они с Георгием сыграли влюбленных в фильме грузинского режиссера Резо Чхеидзе «Наш двор». Картина получила приз на международном кинофестивале, а в Министерство культуры Грузии пришло письмо от Раджа Капура, в котором он с восхищением писал об актерском даровании начинающей актрисы.
Софико приглашали на работу сразу в несколько московских театров, но она уехала в родной Тбилиси. Ее приняли в Театр имени Марджанишвили и на студию «Грузия-фильм», где тогда работала и мама — Верико. Узнав о письме знаменитого индийского актера руководство студии дало Софико высшую категорию и зарплату пятьсот рублей. Верико, получавшая триста пятьдесят, шутила: «В этом доме две актрисы — одна богатая, а другая бедная!»
Период славы
Участие в картинах грузинских классиков кино сделали Софико Чиаурели очень популярной. Но наибольший зрительский успех актрисе принесла детективная комедия Аллы Суриковой «Ищите женщину». Свою героиню — секретаршу мэтра Роше мадам Постик — женщину, которая активно вмешивается в процесс расследования преступления, Софико сыграла блестяще.
Множество фраз из фильма стали крылатыми: «Был бы подсудимый, а улики всегда найдутся», «Да здравствует криминальная полиция и я!», «Я тебя так ждала, чуть не состарилась», «При хорошей женщине и мужчина может стать человеком», «Ты гений! У тебя семь пядей в твоем лбу», «Он не так уж молод, чтобы ухаживать, но и не так стар, чтобы волочиться!», «Я между 34-мя и 35-ю годами прожила 10 прекрасных лет!», «Если мода требует, то и рога носят».
«Я никогда в жизни не играла сказочных каких-то принцесс, а всегда — реальных героинь с непростой судьбой. Да, у меня были такие родители, у меня в детстве были гувернантки, я объездила весь мир, встречалась с замечательнейшими людьми нашего времени, но я никогда этим не гордилась и всегда любила все делать сама.
И сейчас все делаю сама — шью, вяжу, готовлю... Я люблю порядок, чистоту, чтобы все было на месте. Я не живу жизнью звезды или примы, я живу обычной нормальной жизнью, такой, как живет любой человек любой профессии», — говорила о себе Софико.
Любовь и мужья
Со своим первым мужем Георгием Шенгелая Софико была знакома с детства. Его родители режиссер Николай Шенгелая и актриса Нато Вачнадзе дружили с семьей Софико. Оба рано ушли из жизни, и Георгия приняла семья Чиаурели. Любовь настигла Софико и Георгия, когда они были совсем юными. Поженились, когда были студентами второго курса. В этом браке родились два сына: Николай (Нико), со временем ставший художником и Александр (Сандро), который пошел по стопам матери.
С актером, футбольным комментатором Котэ Махарадзе они были знакомы много лет. У обоих были семьи и двое детей. И менять что-либо в своей жизни им в голову не приходило. Соединил их театр: спектакль «Уриель Акоста». Играя влюбленных на сцене, они стали ими и в жизни.
«С Котэ мне было очень легко. Он был тонкий, любящий, внимательный. Недаром прослыл донжуаном. Меня это не волновало, ведь это было до моей эры. Когда мы поженились, друзья Котэ привезли в подарок якорь — настоящий, чугунный. Чтобы он в семейной жизни наконец бросил якорь. Когда в разгаре был наш роман с Котэ, а я из-за детей не решалась разбивать семью, Котэ с ума сходил.
Помню, мы были в Подмосковье, ночь, зима, сугробы. Мы вышли из ресторана, и он мне говорит: «Или ты мне скажешь «да», или я покончу с собой». Я сказала: «Всего хорошего». Он забрался на высоченный сугроб и — бац! С высоты прыгнул в овраг. Я, не задумываясь, помчалась за ним и прыгнула следом — в темноту. Потом мы оттуда выбирались, еле живые... Казалось, все ополчились против нас, даже собственные дети. Со временем, когда родственники убедились, что наши отношения очень серьезны, все стало на свои места», — вспоминала Софико.
Они открыли небольшой камерный театр «Верико» на первом этаже их дома. Это был театр двух актеров. А когда его не стало, Софико поставила спектакль в память о Котэ, где были такие слова: «Это вранье, когда кто-то говорит, что счастье бывает какое-то мгновение, которое ускользает, и ты становишься несчастной. Счастье есть тогда, когда ты любишь. И пока ты любишь, ты счастлив. А как только любовь уходит, с любовью уходит и счастье».
Она пережила Котэ на пять с половиной лет — умерла 2 марта 2008 года. Софико Чиаурели похоронена в Тбилиси рядом с мужем. Одна из улиц Тбилиси была названа ее именем.
В одном из последних интервью Софико обращалась к своим соотечественникам: «Ребята, нам надо держаться! Спасти может только любовь. Народы русские и грузинские... у них такие глубокие корни дружбы и любви, что это никому не удастся разорвать. Никому. Я в это верю. И мне хочется сказать, что я люблю Россию до боли в сердце».
Актриса всегда была жизнерадостной, свободолюбивой, так она и выглядит на многих фотографиях
Кадр из фильма «Мелодии Верийского квартала», 1973 год
Кадр из фильма «Хевсурская баллада», 1965 год
Кадр из фильма «Цвет граната»,1968 год
Актриса в национальном костюме
Кадр из фильма «Хевсурская баллада» 1965 г.
Кадр из фильма «Хевсурская баллада», 1965 год
Кадр из фильма «Хевсурская баллада», 1965 год
Кинорежиссер Галина Данелия с сыновьями Софико Чиаурели
Кадр из фильма «Повесть об одной девушке», 1960 год
Свежие комментарии