В начале 1880-х годов в обществе особенно активизировалось движение в защиту народных ремёсел, их сохранения и развития, ряды собирателей пополнили «патриотически настроенные дамы», материальный статус которых позволял создавать собственные коллекции. Яркой представительницей «дамского коллекционирования» стала Наталья Леонидовна Шабельская.
Наталья Леонидовна Кронеберг родилась в 1841 году в Таганроге в дворянской семье. Окончила Харьковский женский институт. В 1862 году вышла замуж за Петра Николаевича Шабельского, крупного землевладельца Харьковской губернии. У них родилось три дочери.
Наталья Леонидовна Шабельская
До конца 1870-х семья жила в имении «Чупаховка» Харьковской губернии принадлежащем Петру Николаевичу. Поначалу увлекающаяся рукоделием Наталья Леонидовна организовала вышивальную мастерскую.
Начало 19 в.
В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С тех пор она поставила себе целью изучить эту отрасль русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле.
Начало 19 в.
Начало 19 в.
Собирая коллекцию, Наталья Леонидовна вместе с дочерьми предприняла поездки по России: на Русский Север, в Поволжье, Крым, южнорусские области, в центральные губернии России. Также она посылала своих агентов во многие районы страны.
1840–80 гг
В начале 1880-х семья переехала в Москву.
В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии.
В 1892 г. прошла грандиозная демонстрация 4000 предметов. Своим масштабом, целенаправленным подбором памятников, научным подходом к проблеме их происхождения данная коллекция выделялась среди многих других
19 в.
17-19 вв (?)
18-19 вв (?)
В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали.
Её московский дом превратился в музей русской старины. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Эта коллекция была самым большим собранием текстиля России второй половины XIX – начала XX вв.
Сумочки:
В 1902 году семья Шабельских переехала на постоянное место жительство во Францию.
К 1904 году её коллекция насчитывала более 20 тысяч предметов.
17 января 1904 года Наталья Леонидовна скончалась.
В одной из последних публикаций о семье Шабельских пишут:«Полагаем, что в данном обширном разделе русской «старины» ей не было равных в дореволюционной России».
Платок 1830–70
Платки 1800–1815
После смерти Натальи Леонидовны, её дело продолжили дочери Варвара и Наталья. Обе сестры получили прекрасное образование. Они также совершали поездки по губерниям, собирая новые предметы для коллекции, делая многочисленные фотографии. Вскоре они решили систематизировать коллекцию и выпустить о ней сборник. В 1910 г. выходит их совместный труд «Собрание русской старины», посвященный собранию кружев.
Начало 19 в.
Варвара Петровна (по замужеству княгиня Сидамон-Эристова) работала в Центральных государственных реставрационных мастерских. В 1925 выехала во Францию. Жила в Париже и Ницце. Зарабатывала на жизнь шитьём и выполнением украшений для женских костюмов, реставрацией. Сотрудничала с Археологическим институтом имени Н.П. Кондакова в Праге, была заочным консультантом, пересылала экспонаты из своей коллекции для музея Института.
Начало 19 в.
Наталья Петровна в 1920-е годы входила в узкий круг специалистов, работавших в секции древнерусского искусства Московского института историко-художественных изысканий и музееведения. В 1925 г. она переезжает в Париж к больной сестре. В 1929 г. они уезжают в Ниццу. В 1936 г. начались репрессии французских властей против русских — во время одного из обысков в доме сестёр у них изъяли все записки и много фотографий. Вскоре началась Вторая мировая война, во время которой ушли из жизни сёстры Шабельские.
Начало 19 в.
Благодаря Наталье Леонидовне с дочерьми была собрана уникальная коллекция, в которой полно и разнообразно был представлен быт женщины XVIII – XIX вв. Основу коллекции составлял народный костюм: кафтаны, полукафтанчики, сарафаны, сорочки, шубейки, душегрейки, епанечки, «холодники» – шугаи (летние шубы) и предметы женского туалета. oБогато были представлены женские и девичьи головные уборы: кички, сороки, связки, сборники, начельники, ленты с подвесом, повойники, девичьи венцы, кокошники, унизанные жемчугом и украшенные перламутром.
Фартуки:
19 в.
1890 г.
Фартуки 1830–70 г.
Кроме того, в коллекции были представлены фотографии, на которых представлены праздничные одежды крестьян, характерных для каждой губернии.
Молодая женщина в кокошнике сборнике и девушки в повязках на празднике в селе Нёнокса (Русский Север). 1888г. Фотография В.В. Суслова.
Конечно, в такое тяжёлое, время сохранить целостность коллекции не удалось. В настоящее время коллекция Шабельских находится в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, музее Метрополитен, а также у частных коллекционеров США и Франции.
Я не стала рассказывать здесь о великолепных головных уборах из коллекции, так как они наиболее часто встречаются в сети.
Великолепные фотографии взяты с сайта музея Метрополитен, в котором находится небольшая часть коллекции. Как жаль, что нет возможности посмотреть такие фотографии из той части коллекции, что находится у нас в России.
Свежие комментарии