Как появились женские сумочки, и какие сумки носили Коко Шанель и другие известные дамы

Маркиза де Помпадур, Коко Шанель, Грейс Келли, Джейн Биркин и многие другие знаковые фигуры своего времени обладали интересной особенностью: они стояли у истоков моды на некоторые вещи и аксессуары – и в частности, сумки. Те самые, что известны человечеству с давних времен, когда их внешний вид, возможно, тоже был подвержен каким-то модным веяниям - в подражание тогдашним знаменитостям.

Какими были сумки давнего прошлого

Нетрудно предположить, что предметы, в которых было бы удобно переносить другие предметы, должны были появиться еще на заре человечества.

И находки археологов подтверждают эту мысль: первые сумки стали делать не позднее четырех с половиной тысячелетий назад. 

Обнаруженная на территории Германии сумка, датируемая примерно 2500 г. до н.э.

Обнаруженная на территории Германии сумка, датируемая примерно 2500 г. до н.э.

Конечно, тогда эта вещь носила больше функциональный смысл – а впрочем, кто знает? Во всяком случае, уже в Древнем Египте и других государствах древнего мира сумки и сумочки изготавливались и для самых высокопоставленных чиновников, и даже для фараонов, подтверждением служат не только рисунки и барельефы, но и сами найденные в гробницах артефакты. 

На древних ассирийских барельефах можно увидеть прообразы будущих сумок

На древних ассирийских барельефах можно увидеть прообразы будущих сумок

Средневековые мужчины носили монеты в кожаных мешочках, которые прикрепляли к поясу, а женщины прятали такие сумочки в складках своей одежды – очевидно, чтобы избежать ограбления на улицах городов. Такие кошельки шили из кожи или мешковины. Сумки, в которых носили молитвенники, были расшиты золотыми или серебряными нитями.

Кожаный кошелек на Руси, XV в.

Кожаный кошелек на Руси, XV в.

Сумка из Франции, XIV в.

Сумка из Франции, XIV в.

Во времена Возрождения внешнему виду сумок придается уже куда большее значение, их изготавливают из дорогих тканей – шелка и бархата - и украшают бисером и драгоценными камнями.

Сумочка в XVI в.

Сумочка в XVI в.

Французская мода на сумки

Благодаря портным французского короля Людовика XIV мужчины перестали носить сумки – вместо них использовались карманы, которые впервые сшили для одежды его величества – так гласит история. А вот из жизни французских женщин, да и европеек в целом, сумки никуда не исчезли – наоборот, стали еще более изысканными, чем раньше, постепенно превращаясь в предметы искусства – правда, лишь среди высших сословий, ведь заказать или купить такой аксессуар было удовольствием не из дешевых.

Сумочка XVI в.

Сумочка XVI в.

В XVIII веке содержимое сумок было довольно ограниченным, а потому и сами эти изделия были небольшими. В сумке помимо монет носили и необходимые для бала дамские аксессуары – духи, бальную книжку, зеркальце, табакерку. В театральные сумочки попадали бинокль и веер. 
Конечно, в эту область человеческой жизни не могла не вторгнуться мода, и одной из ее законодательниц стала Жанна-Антуанетта Пуассон, знаменитая маркиза де Помпадур. В дополнение ко многим вещам, что носят по сей день ее имя, она подарила миру сумочки «помпадур», мягкие мешочки из ткани, стянутые шнурком.

Французская сумочка в стиле "помпадур"

Французская сумочка в стиле "помпадур"

Но настоящий «сумочный бум» начался после Французской революции, когда в конце XVIII века в государстве поменялось все – включая моду на одежду и моду на аксессуары. Платья становятся облегающими, и в их складках уже не спрятать прежнего вида сумочки, которые крепились к поясу. Стали популярными так называемые «ретикюли» с длинным шелковым шнуром, его надевали на руку. Довольно скоро название превратилось в «ридикюль» - то есть «смешной».

Ретикюль

Ретикюль

Если раньше каждая сумка изготавливалась мастером вручную, то с середины XIX века начинают появляться фабрики по производству сумок. В их числе – и ставшие легендарными компании Hermes и Louis Vuitton.
Теперь уже на сумках появляются замки, заменяя ранее применявшиеся тесемки, стягивающие края мешочка, а уже в XX веке, в 1923 году, наконец изобретена удобная для использования сумки застежка-молния.

XX век: такие разные сумки

Сумка в виде зонта, 30-е годы XX века

Сумка в виде зонта, 30-е годы XX века

На моду в XX веке влияли разные факторы – прежде всего первая и вторая мировые войны, которые сместили акцент с эстетической составляющей внешнего вида сумок на их функциональность и практичность. В то же время, после Второй мировой войны мода обратилась к максимально женственным, роскошным предметам – в их числе были и сумочки, которые теперь всем своим видом кричали о беззаботности своих обладательниц и их желании возвратить довоенный образ жизни.
Благодаря Кристиану Диору вернулась сумка-клатч, уже вошедшая в моду в двадцатых-тридцатых годах. Клатчи - небольшие сумочки-конверты – шили из дорогих и высококачественных материалов, и носили их обхватив ладонью или держа под мышкой.

Клатчи были популярны до Первой мировой войны

Клатчи были популярны до Первой мировой войны

В пятидесятые интерес к клатчам возродился - благодаря Кристиану Диору и кумирам телезрителей

В пятидесятые интерес к клатчам возродился - благодаря Кристиану Диору и кумирам телезрителей

Настоящий фурор произвела созданная в 1955 году сумка Chanel, которую Великая мадемуазель Коко сшила по собственному замыслу и для себя самой. Эта сумочка была оснащена цепочкой, которую можно было перебросить через плечо – достаточно революционный ход, ведь предыдущие модели приходилось держать руками. Детище Шанель получило название 2.55 – это не скрывало в себе таинственного кода, а означало лишь месяц и год создания – февраль 1955. 

Свою знаменитую модель сумки 2.55 Коко Шанель первоначально сделала для себя

Свою знаменитую модель сумки 2.55 Коко Шанель первоначально сделала для себя

Актриса Миа Фэрроу с сумкой Шанель 2.55

Актриса Миа Фэрроу с сумкой Шанель 2.55

Нет ничего удивительного в том, что главным двигателем моды и продаж были выходящие в прессе снимки знаменитостей, которые отдавали предпочтение той или иной модели. Чем более харизматичной и популярной была владелица, тем большую притягательность приобретала и сама сумка. Так произошло в 1956 году с той, что носила носила принцесса Монако и американская актриса Грейс Келли: большую сумку Hermes, которая отлично скрывала собой признаки беременности принцессы. Сумка мгновенно стала знаменитой, и до сих пор эта модель носит название «Келли» и продается за очень внушительную сумму.

Грейс Келли

Грейс Келли

Другая знаменитая сумка той же компании была сшита для актрисы Джейн Биркин, которая, как считается, однажды летела в самолете по соседству с одним из руководителей Hermes. Ему-то Джейн и рассказала о своих сложностях с выбором подходящей кожаной сумки для прогулок, из-за чего ей приходилось использовать плетеную корзину.

Джейн Биркин с корзиной

Джейн Биркин с корзиной

Она же с любимой моделью сумки

Она же с любимой моделью сумки

Источник ➝

Уроки Александра Васильева: Почему историк моды не остался жить во Франции, и чему его научила великая балерина Плисецкая

Многим ведущий «Модного приговора» кажется эксцентричным, однако каждый, кому довелось лично познакомиться с Александром Васильевым, отмечает невероятное обаяние, тонкий юмор, острый ум и потрясающее жизнелюбие человека, которого часто называют Хранителем моды. Он знает шесть языков, нуждается в том, чтобы о ком-то заботиться и строит свою жизнь в соответствии с собственными принципами, стараясь извлечь уроки из каждой встречи, дарованной ему судьбой.

Рождённый аристократом

Александр Васильев в детстве. / Фото: www.gulevich.net

Александр Васильев в детстве.

/ Фото: gulevich.net

Александр Васильев считает себя аристократом. Но даже не потому, что у его родителей действительно дворянские корни. Мама, актриса Татьяна Гулевич, является продолжательницей польского дворянского рода, у которого есть собственный рыцарский герб. Отец, театральный художник Александр Васильев – потомок Василия Чичагова, прославленного адмирала, служившего во времена Екатерины II.

Историк моды гордится своим происхождением, но считает куда боле важным в жизни быть человеком воспитанным, следить за речью, манерами и отношением к окружающим. И главным признаком называет обращение с прислугой, как с королевой. По мнению Александра Васильева, не у каждого есть дворянские корни, но каждый может сам воспитать в себе культурного человека.

Александр Васильев в детстве. / Фото: www.peoples.ru

Александр Васильев в детстве. / Фото: peoples.ru

Ему было всего пять лет, когда он дал свой первый в жизни автограф. Славу ему принесли передачи «Театр «Колокольчик», «Будильник» и «Спокойной ночи, малыши», которые он вёл. Дети из разных городов писали ему письма, а мама заставляла его отвечать на все. Она подписывала конверты, а маленький Саша отвечал своим сверстникам, выводя на бумаге неровные буковки. В школе популярность стала причиной неприязненного отношения к нему со стороны одноклассников, но Александр не унывал, он из любой ситуации выносил уроки и чувствовал себя на удивление уверенно.

Александр Васильев. / Фото: www.kino-teatr.ru

Александр Васильев. / Фото: www. kino-teatr.ru

Он с детства увлекался созданием декораций и костюмов, и первые постановки он оформил уже в школьном возрасте. В 12 лет он показал собственный спектакль, при подготовке которого выступил сразу в качестве режиссёра и художника. А вот успехами в учёбе он похвастаться не мог, будущего историка моды исключили из английской школы за плохую успеваемость. Аттестат о среднем образовании Александр Васильев получал уже в школе рабочей молодёжи.

Ещё в школьные годы он стал собирать свою коллекцию, первой в которую попала икона Николая Чудотворца, подобранная в Нащокинском переулке возле урны. Она до сих пор хранится в его коллекции.

Александр Васильев. / Фото: www.cameralabs.org

Александр Васильев. / Фото: www. cameralabs.org

Отец учил Александра рачительно относиться к деньгам, на дни рождения дарил ему довольно крупные суммы, но при этом требовал подробного отчёта о потраченном. Подаренное Александр Васильев тратил на приобретение старинных вещей для коллекции.

После окончания школы он стал студентом постановочного факультета Школы-студии МХАТ, позже работал художником по костюмам в Театре на Малой Бронной.

Уроки Франции

Александр Васильев. / Фото: www.divo.best

Александр Васильев. / Фото: www. divo.best

В начале 1980-х Александр Васильев влюбился. Маша Лаврова долгое время жила вместе с родителями в Париже, где они работали, и отчаянно хотела туда вернуться. Их роман продлился три с половиной года, а после Маша заключила фиктивный брак с французом и выехала во Францию. Спустя два месяца Александр Васильев отправился вслед за возлюбленной, используя всё тот же способ выезда за границу: фиктивный брак с Анн Бодимон.

Александр Васильев и Анн Бодимон. / Фото: www.strana-sovetov.com

Александр Васильев и Анн Бодимон. / Фото: www. strana-sovetov.com

А во Франции вдруг оказалось, что он из известного художника, о котором писали газеты, вдруг превратился в эмигранта. Никто его не знал, никому он не был нужен. И даже возлюбленная очень быстро потеряла к нему интерес, а после и вовсе нашла человека, который помогал ей делать карьеру. Но Александр никогда не таил обиду: они с Машей и сегодня дружат. Бывшая возлюбленная приезжает к нему в гости вместе со своим ребёнком.

Мария Пойндер (в девичестве Лаврова). / Фото: www.teleprogramma.pro

Мария Пойндер (в девичестве Лаврова). / Фото: www. teleprogramma.pro

Но Александр Васильев не отчаивался и брался буквально за любую работу. Лишь случайное знакомство с женщиной-режиссёром позволило ему вернуться в творческую колею. Он сыграл главную роль в короткометражке, затем несколько эпизодических ролей в фильмах и сериалах, даже выходил на театральную сцену в образе русского князя.

Позже он вернулся к любимому делу, стал оформлять спектакли в театрах, работал декоратором на известных фестивалях, а уже с 1994 года стал читать лекции в университетах и проводить авторские мастер-классы. Александр Васильев снова был успешен и из опыта своей первой любви вынес один урок: он больше никогда не будет несчастным.

Александр Васильев. / Фото: www.z-aya.ru

Александр Васильев. / Фото: www. z-aya.ru


Во Франции Александр Васильев вдруг понял, насколько французы прагматичны. Они не привязываются ни к кому и ни к чему, строят отношения на основе компаньонства, а не дружбы, и всегда рассчитывают только на себя. Впрочем, историк моды не относит это к плохим качествам, просто удивляется столь отличающемуся мировосприятию у представителей разных национальностей. И ему самому ближе всё-таки была русская широта души.

Сумев построить свою карьеру в Париже, получив французское гражданство и добившись признания, Александр Васильев в конце 1990-х вернулся в Россию.

Жизненные уроки

Александр Васильев. / Фото: www.israelculture.info

Александр Васильев. / Фото: www. israelculture.info

Он удивлялся произошедшим переменам, однако, по собственной привычке, снова просто взялся за работу. Историк моды окончил аспирантуру МГУ, получил степень кандидата искусствоведения, стал организатором Фестиваля моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», затем ведущим шоу «Модный приговор».

В его коллекции моды насчитывается более 65 тысяч экспонатов, среди которых потрясающие костюмы известных личностей и множество предметов искусства, связанных с историей моды. Но при этом он мечтает о создании настоящего музея моды, в который мог бы прийти любой желающий. Правда, считает этот проект пока что преждевременным.

Александр Васильев. / Фото: www.mtdata.ru

Александр Васильев. / Фото: www. mtdata.ru

Он старается сдержать данное себе когда-то слово и быть счастливым. Александр Васильев полностью доверяет только своему дневнику и допускает, что любой человек, в силу своей слабости, может предать.

Александр Васильев считает знание языков обязательным для современного человека и сам знает их семь: польский, английский, французский, итальянский, испанский, сербский и турецкий. Он считает себя трудолюбивым и удачливым, умеет мыслить позитивно и завёл в свое время собаку не из-за одиночества, а из желания о ком-то заботиться.

Он не жалеет ни о чём в своей жизни, наслаждается своим собственным счастьем, как он его понимает, и не считает постыдным уметь извлекать выгоду из собственной популярности. Этому качеству его научила великая Майя Плисецкая.

Александр Васильев и Майя Плисецкая. / Фото: www.iknigi.net

Александр Васильев и Майя Плисецкая. / Фото: www. iknigi.net

В парижском магазине Александр Васильев помогал балерине выбирать обувь, так как она сама не знала французского языка. Продавцы её не узнали и тогда она попросила Александра сообщить, кто она такая. И тут же получила десятипроцентную скидку. После за подаренную фотографию ей дали ещё пять процентов, за автограф ещё пять. А за подпись с упоминанием магазина – ещё 10 %. Это был гениальный урок. Александр Александрович считает умение монетизировать собственное имя талантом и ценит в людях это качество.

Александр Васильев. / Фото: www.intermoda.ru

Александр Васильев. / Фото: wwwintermoda.ru

Он занимается любимым делом, поэтому не знает усталости и чувствует себя совершенно счастливым. Александру Васильеву никогда не надоедает его работа, он мечтает видеть всех людей красиво одетыми, образованными и культурными. Ради этого и живёт, старательно собирая драгоценные экспонаты в свою коллекцию, рассказывая людям в своих книгах о моде и о личностях, делающих моду и историю.

Современные модели в стиле Бохо: для молодежи и зрелых женщин

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх