Сколько ни ругали церковники девок и баб на Руси за то, что о красе много думают, ничего веками не менялось. Девушки всё так же волновались, как бы расцвести поярче, а молодухи — как бы муж не разлюбил, на сторону смотреть не начал. Боялись трёх вещей: похудеть, загореть и потерять румянец. Особым предметом волнений была толщина косы для девушек.
Конечно, от матери к дочери и от подруги к подруге передавали «самые верные» рецепты красоты.Для красивого цвета лица
Девушки на выданье могли подкрашивать летними вечерами — перед гулянкой — щёки и губы свёклой или ягодным соком. Но самым верным способом сохранить их румяными считалось встать пораньше и сбегать в поле, умыться росой или водой из родника. Понятное дело, что половина эффекта достигалась утренними пробежками на свежем воздухе. Умыться ведь надо было успеть до того, как примешься за ежедневную работу!
Кроме практических средств, охотно прибегали к магии (что, вероятно, в основном и вызывало возмущение священства). Но магия была простенькая: произносить, пока умываешься, какой-нибудь наговор на красоту. Кроме того, в первый день месячных у дочки-подростка мама отвешивала ей две пощёчины. Чтобы, сколько бы крови девушка ни теряла, а всегда оставалась румяной.
Отдельные были средства для того, чтобы убрать с лица «горох» — прыщи. Популярен был отвар череды. Также от них и от чёрных точек старались избавиться, протирая лицо лампадным маслом. Только убирать его с кожи приходилось очень тщательно — иначе через него загар приставал. Некоторые девушки шептали наговоры, чтобы «горох» перешёл на соперницу.
Для нежности кожи
Крестьянки много времени проводили на свежем воздухе. Моды на загар они не знали и полагали его серьёзной проблемой для кожи. Кроме того, кожа на лице часто обветривалась. К дефектам относили и веснушки. С ними боролись.
Лицо отбеливали разными средствами: пахтой, кислым молоком, маской из нарубленного корня петрушки («пестреца»), кашицей из огурца или лесной земляники. Последнее помогало и обветренной коже. Почти универсальным средством от всех проблем кожи была сметана. Когда вошла в обиход картошка, кашицу из неё стали наносить на лицо, чтобы оно становилось мягче и белее.
Магия принождалась и тут. Серебро, например, воспринималось как воплощённая белизна, и ему часто приписывали волшебные свойства. Девушка, у которой было серебряное кольцо, опускала его на ночь в воду для умывания и с наговорами с утра умывалась, надеясь стать такой же чистой и белой, как серебро.
Основная проблема с отбеливанием лица, конечно, заключалась в том, что на маску нужно было выкроить время. Это бывало нелегко! Крестьянка работала и по дому, и в поле. Так что некоторые девушки становились белолицы только на гулянках — припудрившись мукой.
В борьбе за полноту
Худобу находили некрасивой, девушка или женщина должна была быть «сдобной», «в теле», «полнотелой». Поговаривали, что если есть, как барыни, много сладостей, то вес будет сам собой набираться. Но проверить было трудно: даже зажиточная крестьянская семья не могла позволить себе кормить дочек на выданье одними пряниками.
Другим верным средством для пополнения и сил, и тела считалась сметана. Кроме того, могли девушке с той же целью давать есть дрожжи. Дрожжи давали и низкорослым девочкам, чтобы росли повыше, постатнее. Хрупкость не ценилась. Красавица должна была быть сильной.
Девушкам, которым не помогли ни дрожжи, ни сметана, приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы выглядеть полнее. Ноги под лапти обматывались в несколько слоёв, чтобы икра казалась пухлой. Одежду тоже могли носить в несколько слоёв или наматывать на тело тряпки. Это было тяжело, но чего не сделаешь, чтобы стать завидной невестой…
Правда, против всех обманок у парней были свои средства. Смотрели на шею, на руки: полны ли. И тут был способ обмануть глаз! Коралловые бусы вкруг шеи заставляли её казаться и полнее, и белее. Увы, позволить их себе могла не каждая девушка.
Коса — девичья краса
Очень важным считалось состояние девичьей косы. Среди дефектов значились слишком тонкий и нежный волос, выгорание на солнце, тусклый цвет. Коса должна была быть толстой и тяжёлой.
Почти в каждой семье были свои рецепты средств для волос. Популярно было мытьё волос ржаным хлебом, настойкой корня лопуха, взбитыми яйцами. Сушить и расчёсывать волосы на солнце и ветру матери дочкам строго запрещали: станут, мол, выпадать. Кроме того, мокрые волосы под солнцем быстрее выгорали. В деревенских реалиях это означало не только интересный оттенок блонд, но и сухость, ломкость волоса.
Для приятного рыжеватого блеска волосы могли ополаскивать отваром луковой шелухи или ромашки. Главное было, не перестараться. Рыжие девушки интересными на Руси не считались.
Верными средствами для утяжеления и здоровья волос были лампадное и льняное масла. Они также позволяли укладывать волосы, чтобы те не пушились, лежали основательно, как шлем. Пользовались этим средством для волос и мужчины.
Кроме того, лампадное масло выручало девушек с выгоревшими и редкими бровями. Смазанные брови выглядели потемнее, поосновательнее. Использовали и репейное масло — от него брови гуще росли. В отличие от бровей, на цвет и красу ресниц не смотрели, так что, накладывая макияж, девушка чернила брови угольком, а глаза подводить и не думала.
Чтобы коса выглядела гуще, в неё вплетали ленты, кружевную тесьму, пряди, сделанные из собственных вычесанных и снятых с гребешка волос или одолженные у лошади. Мать могла выстригать пряди из своей косы, чтобы дочери вплетали и их тоже, благо замужняя женщина ходила с полностью закрытыми волосами.
Свежие комментарии