Отношение великой поэтессы, которая родилась ровно 123 года назад, к одежде и моде в цитатах самой Цветаевой и ее современников
Автор АНАСТАСИЯ ПОЛЕТАЕВА
ВИКТОРИЯ ИСАКОВА В ОБРАЗЕ ЦВЕТАЕВОЙ, «ЗЕРКАЛА», 2013
8 октября 1892 года, ровно 123 года назад, родилась Марина Ивановна Цветаева. Одна из немногих женщин-поэтов, кому удалось встать в один ряд с писателями, прославившими русскую литературу, она писала резко, точно и очень музыкально.
Поэтому позже ее часто сравнивали с Бродским, а сам он говорил о ее стихах только восторженно: «Цветаева действительно самый искренний русский поэт, но искренность эта, прежде всего, есть искренность звука — как когда кричат от боли». Думаем, не стоит лишний раз рассказывать, что «кричать» Цветаевой было от чего — ее судьба сложилась непросто даже по меркам эпохи, в которую ей довелось жить. Но хотя Марина Ивановна никогда не уделяла своему облику слишком много внимания, не имела возможности тратить на него сколько-нибудь внушительные суммы, ей все-таки удалось создать узнаваемый образ, и для поколений, цитирующих ее произведения наизусть, он неотделим от стихотворений: короткая смешная стрижка, платье в талию и простое пальто. Специально ко дню рождения блестящей поэтессы и сильной женщины мы собрали ее цитаты и высказывания ее современников о том, как она относилась к одежде вообще и моде в частности. И да, о платьях у нее тоже получалось говорить очень резко, музыкально и точно — как о живых людях. |
«У Цветаевой был собственный стиль одежды и прически: платье-рубашка, перевязанная поясом простым узлом; волосы — прямоугольно стриженные, не для украшения лица, а как оконный пролет в мир; туфли-вездеходы. И все так: чтобы не мешало, не отвлекало». (В. Е. Чирикова, художник-график)
Портрет М. И. Цветаевой, Борис Шаляпин, 1933 |
|
«В вещах превыше всего ценила прочность, испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося, уязвимого, одним словом — «изящного».
(А. С. Эфрон)
|
«…и почему человек не вправе предпочитать чистое (стирающееся, как парусина, и сменяющееся, но неизменное, как сандалии и полынь — чистое и вечное — грязному (городскому) и случайному (модному)? И что убийственнее городского и модного — на берегу моря, да еще такого моря, да еще на таком берегу! Моя формула одежды: то, что не красиво на ветру, есть уродливо». (Марина Цветаева, «Живое о живом (Волошин)»)
Свежие комментарии